Фрагмент для ознакомления
2
Тема 7. Сложные высказывания
Задание 1. Определите к какому виду относятся высказывания: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация:
1. Иванова не является хорошим сотрудником. – Отрицание.
2. Сегодня кризис и вчера он был. – Конъюнкция.
3. Он является хорошим экономистом и учится заочно. – Конъюнкция.
4. Она купит облигации или акции компании. – Дизъюнкция.
5. Экономический рост произойдет в этом году или в следующем. – Дизъюнкция.
6. Если число делится на 9, оно делится на 3. – Импликация.
7. Если выбор рационален, то выбирается лучшая из имеющихся альтернатив. – Импликация.
8. Если меняется общество, меняется также человек. – Импликация.
9. Студент может допустить стилистическую или логическую ошибку в дипломной работе. – Дизъюнкция.
Задание 2. Определите истинность и ложность указанных выше высказываний.
1. Иванова не является хорошим сотрудником. Отрицание. – Истинное высказывание.
2. Сегодня кризис и вчера он был. – Конъюнкция. – Истинное высказывание.
3. Он является хорошим экономистом и учится заочно. – Конъюнкция. - Истинное высказывание.
4. Она купит облигации или акции компании. – Дизъюнкция. – Ложное высказывание.
5. Экономический рост произойдет в этом году или в следующем. – Дизъюнкция. – Истинное высказывание.
6. Если число делится на 9, оно делится на 3. – Импликация. – Ложное высказывание.
7. Если выбор рационален, то выбирается лучшая из имеющихся альтернатив. – Импликация. – Истинное высказывание.
8. Если меняется общество, меняется также человек. – Импликация. – Истинное высказывание.
9. Студент может допустить стилистическую или логическую ошибку в дипломной работе. – Дизъюнкция. – Ложное высказывание.
Задание 3. Напишите три примера эквивалентного высказывания, из предмета вашей будущей профессии.
Для того, чтобы общение было активным, собеседникам необходимо и достаточно использовать вербальные и невербальные средства общения.
Руководитель тогда и только тогда реально влияет на своих подчиненных, когда становится авторитетом для них.
Для того, чтобы урегулировать конфликт в коллективе, необходимо и достаточно владеть навыками управления конфликтами.
Задание 4. Определите строгость дизъюнкции:
a) Он работает или в Москве, или в Брянске – строгая дизъюнкция.
b) Эти данные ошибочны или ложны – нестрогая дизъюнкция.
c) Инфляция началась или в этом году, или в прошлом – нестрогая дизъюнкция.
d) Он учится в БГИТУ или БГТУ – нестрогая дизъюнкция.
e) Она будет смотреть фильм или дома, или в кинотеатре – строгая дизъюнкция.
a) Сегодня ожидается рост цен или их снижение – строгая дизъюнкция.
f) Или я выиграю, или проиграю –строгая дизъюнкция.
Задание 5. Определите характер условия в импликации (необходимое или достаточное):
1. Если листья на деревьях пожелтели, то наступила осень – достаточное условие.
2. Если завтра пойдет снег, то мы пойдем кататься на горку – необходимое условие.
3. Если отчет будет готов сегодня, завтра мы отправим его заказчику – необходимое условие.
4. Если ты плохо выполняешь свои обязанности, то зарплата будет небольшая – достаточное условие.
5. Если правильно провести наблюдение, то выводы будут истинными – необходимое условие.
6. Если трава мокрая, значит прошел дождь – достаточное условие.
7. Если есть инфляция, то скоро будет кризис – достаточное условие.
8. Если ты хороший руководитель, то твое предприятие никогда не обанкротится – достаточное условие.
План семинарского занятия
Тема 7. Индуктивные умозаключения Аналогия. (2 часа)
План
1. Общая характеристика индуктивных умозаключений.
2. Методы научной индукции. Статистические обобщения.
3. Виды аналогии. Роль аналогии в науке и правовом процессе.
Доклад
В определении индукции в логике выявляются два подхода.
1. В традиционной (не в математической) логике индукцией называется умозаключение от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности (т.е. от отдельных частных случаев мы переходим к общему суждению).
2. В современной математической логике индукцией называют умозаключение, дающее вероятное суждение.
Общее в природе и обществе не существует самостоятельно, до и вне отдельного, а отдельное не существует без общего; общее существует в отдельном, через отдельное, т.е. проявляется в конкретных предметах. Поэтому общее, существенное, повторяющееся и закономерное в предметах познается через изучение отдельного, и одним из средств познания общего выступает индукция. В зависимости от избранного основания выделяют индукцию полную и неполную. По другому основанию выделяют математическую индукцию.
Полной индукцией называется такое умозаключение, в котором общее заключение обо всех элементах класса предметов делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса. Индуктивные умозаключения обычно дают нам не достоверные, а лишь правдоподобные заключения.
Заключение может быть сделано из единичных суждений. При этом заключение по полной индукции может быть сделано не только из единичных, но и из общих суждений. К полной индукции относится доказательство по случаям. Много примеров доказательства по случаям предоставляет математика, в том числе ее школьный курс.
Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она часто применяется в математических и других строгих доказательствах. Чтобы использовать полную индукцию, надо выполнить следующие условия:
1. Точно знать число предметов или явлений, подлежащих рассмотрению.
2. Убедиться, что признак принадлежит каждому элементу этого класса.
Неполная индукция применяется в тех случаях, когда мы, во-первых, не можем рассмотреть все элементы интересующего нас класса явлений; во-вторых, если число объектов либо бесконечно, либо конечно, но достаточно велико; в-третьих, рассмотрение уничтожает объект (например, «Все деревья имеют корни»). Тогда мы рассматриваем не все случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех. Например, при нагревании мы наблюдаем расширение азота, кислорода, водорода и делаем заключение, что все газы при нагревании расширяются. Один из видов неполной индукции - научная индукция - имеет очень большое значение, так как позволяет формулировать общие суждения.
По способам обоснования заключения неполная индукция делится на три вида:
1-ый вид – индукция через простое перечисление (популярная индукция). На основании повторяемости одного и того же признака у ряда однородных предметов и отсутствия противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком. Так, например, на основе популярной индукции раньше считали, что все лебеди белые, до тех пор, пока не встретили в Австралии черных лебедей. Такая индукция дает заключение вероятное, а не достоверное. Характерной и очень распространенной ошибкой является «поспешное обобщение». Например, столкнувшись несколько раз с ошибками в свидетельских показаниях, говорят: «Все свидетели ошибаются», или ученику заявляют: «Ты ничего не знаешь по данному вопросу» и т.п.;
2-ой вид – индукция через анализ и отбор фактов. В популярной индукции наблюдаемые объекты выбираются случайно, без всякой системы. В индукции через анализ и отбор фактов стремятся исключить случайность обобщений, так как изучаются планомерно отобранные, наиболее типичные предметы — разнообразные по времени, способу получения и существования и другим условиям. Так вычисляют среднюю урожайность поля, судят о всхожести семян, о качестве больших партий товаров, составе найденных полезных ископаемых. Например, при изучении качества партии рыбных консервов банки берутся из разных холодильников, выпущенные в разные сроки, различными заводами, из различных сортов рыбы;
3-ий вид – научная индукция. Научной индукцией называется такое умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков или необходимой связи части предметов класса делается общее заключение обо всех предметах этого класса. Научная индукция, так же как полная индукция и математическая индукция, дает достоверное заключение. Достоверность (а не вероятность) заключений научной индукции, хотя она охватывает и не все предметы изучаемого класса, а лишь их часть (и притом небольшую), объясняется тем, что учитывается важнейшая из необходимых связей – причинная. С помощью научной индукции делается заключение: «Всем людям для их жизнедеятельности необходима влага». В частности, Ю.С. Николаев и Е.И. Нилов в книге «Голодание ради здоровья» пишут, что человек без пищи (при полном голодании) может прожить 30-40 дней, а воду он должен пить ежедневно: без воды человек не может жить, ибо процесс обезвоживания организма человека ведет к нарушению внутриклеточного обмена веществ, что приводит к гибели человека. Голодание же, проводимое под наблюдением врачей, наоборот, способствует при многих заболеваниях (например, при хроническом нефрите, гипертонической болезни, стенокардии,
атеросклерозе, нейродермите, бронхиальной астме, общем ожирении и многих других болезнях) выздоровлению при одноразовом или повторном длительном голодании. Этот вывод тоже был получен путем научной индукции.
В зависимости от способов исследования различают индукцию методом отбора (селекции) и индукцию методом исключения (элиминации).
1. Индукция методом отбора. Индукция методом отбора, или селективная индукция, - это умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу (множеству) основывается на знании об образце (подмножестве), полученном методичным отбором явлений из различных частей этого класса.
Если в популярном обобщении исходят из предположения о равномерном распределении признака Р в классе К и тем самым допускают его перенос на К при простой повторяемости (S1, S2, ..., Sn), то в научной индукции К представляет собою (и потому рассматривается) неоднородное множество с неравномерным распределением Р в различных его частях.
При формировании образца следует разнообразить условия наблюдения. Отбор Р из различных частей К должен учитывать их специфику, вес и значимость, чтобы обеспечить представительность, или репрезентативность, образца.
Понятие разнообразие условий наблюдения оказывается весьма различным для конкретных видов множеств. В одном случае оно принимает характер пространственного видоразличия, в другом – временного, в третьем – функционального, в четвертом – смешанного.
Примером индукции методом отбора может служить следующее рассуждение о сорте высеваемой озимой пшеницы в одной из областей России. Так, проезжая по магистрали, пересекающей одну из южных областей, отмечают по ходу следования, что в нескольких районах (например, в шести) поля засеяны одним и тем же сортом озимой пшеницы. Если на этой основе сделать обобщение, что во всех 25 районах, а значит, и во всей области высевается один и тот же сорт, то очевидно, что такая популярная индукция даст маловероятное заключение.
Показать больше