Фрагмент для ознакомления
2
1. Прочитайте отрывок из романа М. Шолохова «Тихий Дон». Определите тип речи текста и обоснуйте свой выбор. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова. Назовите способы переноса значений слов.
Глухо ворковала вода (антропоморфизм) в затопленном лесу, омывая бледно-зелёные стволы тополей, мерно раскачивая потонувшие вершинки дубовых кустов и молодого осинника (антропоморфизм); шуршали наклонённые струёй метёлки камыша (метафора) в залитых озёрах; на разливе, в глухих заводях (антропоморфизм), — там, где полая вода, отражая сумеречный свет звёздного неба, стояла неподвижно, как заворожённая, — чуть слышно перекликались казарки, сонно посвистывали чирковые селезни да изредка звучали серебряные трубные голоса (метафора или индивидуально авторский эпитет) заночевавших на приволье пролётных лебедей. Иногда всплёскивала в темноте жирующая на просторе рыба; по воде, усеянной золотыми бликами (метафора), далеко катилась зыбкая волна, и слышался предостерегающий гогот потревоженной птицы. И снова тишина окутывала Обдонье. Но с рассветом, когда лишь чуть розовели меловые отроги гор (метонимия), подымался низовой ветер. Густой и мощный, он дул против течения. По Дону бугрились саженные волны, бешено клокотала (метафора) вода в лесу, стонали (антропоморфизм), раскачиваясь, деревья. Ветер ревел (антропоморфизм) целый день и утихал глубокой ночью. Такая погода стояла несколько дней.
Тип текста – описание. Описываемые явления довольно однообразны и статичны, используется перечисление, что характерно для данного типа текста. В тексте раскрываются природные характеристики, рассказывается о схожих явлениях, происходящих примерно в один хронологический период.
Виды переноса указаны в скобочках в тексте.
2. Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к каждому из прилагательных.
Гарантийный (ая) ремонт, срок, паспорт, мастерская, работа. Гарантированная работа.
Генеральный (ое, ая) сражение, план, директор, уборка квартиры. Генеральский (ие) чин, погоны.
Земляной холм. Землистый цвет лица. Земельный участок.
Защитительный (ая) речь, аргумент. Защитный (ое) панцирь, приспособление, насаждение.
Гармоничный (ое) человек, общество, ансамбль, спектакль. Гармонический ряд, колебание.
Ледовый покров. Ледяной (ая) крыша, ветер, взгляд, голос.
3. Прочитайте текст. Сделайте фонетический разбор выделенных слов. Выпишите слова с историческими и позиционными чередованиями.
Какое счастье работать на себя и семью с зари до зари, сооружать кров, возделывать землю в заботе о пропитании, создавать свой мир, подобно Робинзону, подражая творцу в сотворении вселенной, вслед за родной матерью производя себя вновь и вновь на свет!
Сколько мыслей проходит через сознание, сколько нового передумаешь, пока руки заняты мускульной, телесной, чёрной или плотничьей работой: пока ставишь себе разумные, физически разрешимые задачи, вознаграждающие за исполнение радостью и удачей; пока шесть часов кряду тешешь что-нибудь топором или копаешь землю под открытым небом, обжигающим тебя своим благодатным дыханием.
(Б. Пастернак)
Найдите в тексте выражения, соответствующие определениям: «целую ночь», «строить жилище», «не в помещении». Как называются такие выражения?
Целую ночь – с зари до зари.
Строить жилище – сооружать кров.
Не в помещении – под открытым небом.
Счастье
с — [щ’] — согласный, непарный глухой, непарный мягкий, шипящий
ч — вместе с буквой с образует совместный звук [щ’]
а — [а] — гласный, ударный
с — [с] — согласный, парный глухой, парный мягкий
т — [т’] — согласный, парный глухой, парный мягкий
ь — не обозначает звука
е — [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
— [э] — гласный, безударный
7 букв, 8 звуков
Вновь
в — [в] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
н — [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
в — [ф’] — согласный, парный глухой, парный мягкий
ь — не обозначает звука
5 букв, 4 звука
Сознание
с — [с] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
з — [з] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
н — [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
н — [н’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
и — [и] — гласный, безударный
е — [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
— [э] — гласный, безударный
8 букв, 9 звуков
Тешешь
Т — [т’] — согласный, парный глухой, парный мягкий
е — [э] — гласный, ударный
ш — [ш] — согласный, парный глухой, непарный твёрдый, шипящий
е — [ы] — гласный, безударный
ш — [ш] — согласный, парный глухой, непарный твёрдый, шипящий
ь — не обозначает звука
6 букв, 5 звуков.
Позиционное чередование: зоря (зорька), черный (чернь), плотничьей (плотник).
Историческое чередование: сооружать (соорудить), проходит (прохожий), тешешь (тесать), дыхание (дышать).
4. Укажите способы образования слов.
Пригородный, садоводство, упрощение, победитель, окончательный, наконечник, водянистый, водопровод, МХАТ, студсовет, приземлить, Курилы, педсовет, РФ, ВВЦ, выставка-продажа, главбух, завхоз, завуч, зарплата, самбо, ракета-носитель.
1. Пригородный – пригород (суффиксальный, суффикс -н-)
2. Садоводство – садовод (суффиксальный, суффикс -ств-)
3. Упрощени[jэ] – упростить (суффиксальный, суффикс -ениj-, чередование ст/щ)
4. Победитель – победить (суффиксальный, суффикс -тель-)
5. Окончательный – окончить (суффиксальный, суффиксы -а-, -тель-, -н-)
6. Наконечник – конец (приставочно-суффиксальный, приставка на-, суффикс -ник-, чередование ц/ч)
7. Водянистый – водяной (суффиксальный, суффикс -ист-)
8. Водопровод – вода + проводить (сложение двух основ, усечение суффикса -и- в слове проводить)
9. МХАТ – Московский художественный академический театр (сложносокращённое слово из начальных звуков слов)
10. Студсовет – студенческий совет (сложносокращённое слово из части слова и полного слова)
11. Приземлить – земля (приставочно-суффиксальный, приставка при-, суффикс -и-)
12. Курилы – Курильские острова (безсуффиксальный).
13. Педсовет – педагогический совет (сложносокращённое слово из части слова и полного слова).
14. РФ – Российская Федерация (способ сложения из начальных букв).
15. ВВЦ – Всероссийский Выставочный Центр (способ сложения из начальных букв).
16. Выставка-продажа (способ сложения слов).
17. Главбух – главный бухгалтер (сложносокращённое слово из части слова и полного слова).
18. Завхоз – заведующий хозяйством (сложносокращённое слово из части слова и полного слова).
19. Завуч – заведующий учебной частью (сложносокращённое слово из части слова и полного слова).
20. Зарплата – заработная плата (сложение начальной части слова с целым словом).
21. Самбо – самооборона без оружия (сложение начальных частей слова).
22. Ракета-носитель (способ сложения слов).
5. Спишите, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор выделенных имён существительных.
В 1870 году Савва Иванович Мамонтов, владелец крупных предприятий, человек, горевший неугасимой любовью к искусству, покупает усадьбу Абрамцево.
Художников, членов Мамонтовского кружка, объединяло стремление к созданию русского национального искусства, опирающегося на народное творчество. Фоном их жизни в Абрамцеве была прекрасная природа: тёмные леса и весёлые перелески, зори, догорающие над лугами, где белеет тонкий туман. Омуты и заводи, окружающие массы леса. Ржаные поля, белые от пыли, прихотливо вьющиеся проселочные дороги. Неудивительно, что в такой обстановке творчество било ключом и что здесь был создан ряд замечательных произведений, составивший славу русской живописи.
В Абрамцеве Репин сделал первый набросок «Запорожцев», в соседней деревне Репихово написал «Проводы новобранца».
В.М. Васнецов писал своих богатырей, использовав для фона долину реки Вори возле дома. Известная «Алёнушка» родилась в соседнем селе Ахтырка.
В.А. Серов написал в абрамцевской столовой свой шедевр «Девочку с персиками» — портрет дочери Мамонтова, Верочки.
М.В. Нестеров в своих полотнах «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею» на основе окружающего усадьбу пейзажа дал тонко и прочувствованно изображение русской природы.
И по сей день эти места служат источником вдохновения для художников, призванных украсить в дальнейшем своими именами страницы истории русской живописи.
(Н. Пахомов)
Владелец – существительное; начальная форма: владелец; нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение; непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число. Синтаксическая роль – приложение.
Любовью – существительное; начальная форма: любовь; нарицательное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение; непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число. Синтаксическая роль – часть причастного оборота, являющегося определением.
К искусству – существительное; начальная форма: искусство (именительный падеж единственного числа); нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение; непостоянные признаки: дательный падеж, единственное число. Синтаксическая роль – часть причастного оборота, являющегося определением.
Усадьбу – существительное; начальная форма: усадьба; нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение; непостоянные признаки: винительный падеж, единственное число. Синтаксическая роль – дополнение.
Творчество – существительное; начальная форма: творчество; нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение; непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число. Синтаксическая роль – часть причастного оборота, являющегося определением.
Природа – существительное; начальная форма: природа; нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение; непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число. Синтаксическая роль – подлежащее.
Заводи – существительное; начальная форма: заводь; постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение; непостоянные признаки: родительный падеж, единственное число. Синтаксическая роль – подлежащее.
Живописи – существительное; начальная форма: живопись; нарицательное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение; непостоянные признаки: родительный падеж, единственное число. Синтаксическая роль – часть определения.
Фона – существительное; начальная форма: фон; нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение; непостоянные признаки: родительный падеж, единственное число. Синтаксическая роль – часть обстоятельства.
Шедевр – существительное; начальная форма: шедевр; нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение; непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число. Синтаксическая роль – дополнение.
Персиками – существительное; начальная форма: персик; нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение; непостоянные признаки: творительный падеж, множественное число. Синтаксическая роль – дополнение.
Пейзажа – существительное; начальная форма: пейзаж; нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение; непостоянные признаки: родительный падеж, единственное число. Синтаксическая роль – обстоятельство.
Источником – существительное; начальная форма: источник; нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение; непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число. Синтаксическая роль – часть сказуемого, неразложимое словосочетание «источник вдохновения».
Вдохновения – существительное; начальная форма: вдохновение (именительный падеж единственного числа); нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение; непостоянные признаки: родительный падеж, единственное число. Синтаксическая роль – часть сказуемого, неразложимое словосочетание «источник вдохновения».
Страницы – существительное; начальная форма: страница; нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение; непостоянные признаки: родительный падеж, единственное число. Синтаксическая роль – часть определения.
6. Спишите предложения. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Определите разряд прилагательных (качественные, относительные, притяжательные).
1. Нужно поспать хотя бы часа три, а то весь день будешь иметь бледный (качественное, в составе неразложимого сказуемого) вид и макаронную (относительное, в составе неразложимого сказуемого) походку. (В. Ил.) 2. Дождь шёл нудный (качественное, определение), равномерный (качественное, определение), без грома и молнии, но густой (качественное, определение) и непрозрачный (качественное, определение). (С. Ант.) 3. Мы сбежали, наконец, в слышимый (качественное, определение) мир, на каменистое (относительное, определение) русло пенистой (качественное, определение), шумной (качественное, определение) Арагвы, к малолюдным (относительное определение) осетинским (притяжательное, определение) селениям, обведённым оградами из плоских камней. (И. Андр.) 4. Теперь его одноглазое (относительное, определение) кожаное (качественное, определение) лицо, всё в глубоких складках и зеленовато-серых, точно плесень, волосах, стало хитрым и ликующим. (Л. Т.) 5. Впереди неё стояла женщина в оленьей (относительное, определение) дошке. (В. Лид.)
Показать больше